Follow IABC on Twitter

Интервью

Корпоративное кино уже не модно, а необходимо!


По словам генерального директора компании «Меркатор» Андрея Скворцова, корпоративное кино давно стало эффективным способом коммуникации компании с клиентами, инвесторами, сотрудниками и другими целевыми аудиториями.

— Съемки кино, как и множество других сложных процессов, начинаются с постановки цели. От чего нужно отталкиваться?

— От проблем. У нас есть правило «нет проблемы — нет фильма». Нельзя просто «рассказать о компании». Зрители чего-то не знают о компании? Это уже проблема. Но что именно они не знают? Чего-то важного? Или, может быть, уже есть какой-то стереотип, и это проблема? Решение проблемы — это и есть цель.

— Как наиболее точно определить аудиторию?

— Когда понятна проблема, автоматически становится понятна и аудитория.

— Можно ли сделать универсальный фильм для сотрудников, клиентов и инвесторов?

— Совершенно естественно желание сделать фильм для всех — инвесторов, журналистов, партнеров, сотрудников, клиентов, чиновников и т.д. В принципе это возможно. В двух случаях. Если компания совсем новая, и о ней никто ничего не знает, и тогда базовые факты интересны всем. Или темы, адресованные разным аудиториям, удается раскрыть настолько здорово (на живых примерах, с историями), что один фильм с удовольствием смотрят все. Но это требует соответствующих затрат — времени, внимания, сил, денег, что не всегда целесообразно. Уточнение аудитории значительно экономит ресурсы. Но сделать универсальный фильм можно.

— Быть или не быть? Корпоративный фильм – это монолог или диалог?

— Любой фильм — это диалог. Со зрителем. Хороший монолог в пьесе — это тоже всегда диалог со зрителем.

Как сделать диалог? Надо постараться представить себе, какие вопросы и возражения возникают в голове у зрителя, и работать с ними. Вы похвастались в фильме? Скорее всего, это вызывает у зрителя скепсис. Почему бы не поддержать диалог: «Может быть, это и похоже на хвастовство, но тут есть чем хвастаться!», — и зритель внутри себя отвечает «Да? Ну, пожалуй». Иногда мы используем и чисто технические «диаложные» приемы — слова-указатели («вспомните», «посмотрите», «а давайте зайдем»). Иногда вопросы от имени зрителя задает голос за кадром. Мы даже придумали такой формат для инвестиционных фильмов — «неудобные вопросы». Сидит такой скептик-инвестор «внутри фильма», перебивает ведущего и задает вопросы, а ведущий от имени компании отвечает. Вопросы, к слову, мы собираем у реальных инвесторов.

— Где искать истории для фильма?

— Хорошо, что для вас это само собой разумеется, что фильму нужны истории. Это абсолютная истина. Общие декларативные заявления — в лучшем случае пустая трата денег, а в худшем — повод для сомнений.

Где искать? В баре за углом! Шутка :) Все истории — они в жизни. Надо окунуться в жизнь компании, поехать на предприятия, поговорить с людьми, задать вопросы. Многое можно найти в корпоративной прессе, если она выходит в новостном режиме.

Мы тут недавно закончили фильм для алюминиевой компании «Виметко». Там среди прочего была задача рассказать про заботу об экологии. Неожиданную историю нашла наша съемочная группа в Африке, в Сьерра-Леоне, где у «Виметко» бокситовый рудник. После окончания выработки компания восстанавливает землю на месте карьера, и засаживает там все деревьями. После чего земля возвращается местным общинам. Это отличный пример, который говорит больше, чем какое-нибудь «соответствие международным нормативам».

— Какое место в корпоративном фильме стоит отвести юмору?

— Мы нашли довольно точный ответ на этот вопрос. Юмор должен соответствовать трем условиям, тогда он действительно эффективен. Во-первых, он должен состоять в смене контекста, т.е. неожиданном переходе от несерьезного к серьезному, или неожиданной смене точки зрения на вопрос (примеры попозже). Во-вторых, переход этот должен быть связан с темой фильма. Ну и, в-третьих, юмор не должен касаться болезненных и неэтичных тем.

Например, у нас в фильме для корпоративных (подчерку — для корпоративных!) клиентов МГТС всеми услугами пользуется семья медведей. Они забавные, смешные. Глава семьи пасекой руководит. Несерьезная форма и серьезное содержание, а в качестве мостика — услуги МГТС. Фильм получился очень эффективным, потому что зрителя и развлекали, и информировали одновременно.

Кроме того, хороший юмор — это та самая «клиентоориентированность». Компании любят говорить о «клиентоориентированности», и при этом делают скучные и «грузящие» фильмы — где же тут забота о клиенте, в эту конкретную минуту, пока он смотрит фильм?

— Влияет ли на эффективность фильма наличие в нем графики и спецэффектов?

— Влияет. В принципе, хороший спецэффект помогает даже плохому фильму (примеры есть и в художественном кино). Он разрывает визуальную монотонность и поддерживает интерес. Но намного лучше, когда спецэффект помогает раскрыть тему. С графикой то же самое. Графикой можно объяснить очень многое, причем наглядно и интересно. В корпоративном фильме часто приходится многое объяснять, и тут без графики не обойтись. Другое дело, что графику эту можно рисовать и от руки на бумаге, и будет здорово.

— Из Вашего опыта, каков оптимальный бюджет корпоративного фильма? Если бюджет позволяет, стоит ли обращаться к Федору Бондарчуку или Тимуру Бекмамбетову?

— Мне доводилось видеть замечательные фильмы с нулевым бюджетом, когда сотрудники баловались камерой в свободное от работы время. И приходилось видеть бестолковое использование огромных средств. В среднем бюджеты составляют от 1,5 до 6 млн рублей, массовые коммуникации, как правило, дороже. А если бюджеты позволяют, то обращаться к Федору или Тимуру, конечно, стоит — они суперпрофессионалы.

— Есть ли у «Меркатора» опыт подготовки корпоративных мультфильмов? Является ли мультфильм полноценной альтернативой фильму?

— Да, конечно, тема очень горячая. Я уже приводил пример МГТС. Другой пример — ролики для «Ростелекома», юбилейный клип «Метео-ТВ». Развлекательная форма и серьезное содержание — очень эффективная смесь. Мультфильм полезен, когда надо показать что-то абстрактное — услугу или неосязаемый продукт. В случае же, когда надо показать завод — надо, конечно, показывать реальный завод.

— По Вашему мнению, сейчас снимать корпоративное кино – модная тенденция, или приходит понимание эффективности этого PR-инструмента?

— Сейчас стало массовым видео в Интернете. Соответственно, возможности распространения корпкино выросли на порядки. Теперь никому не надо дарить диски, в надежде, что их не выкинут, или загонять народ в конференц-залы. Сотни миллионов инвесторов, партнеров, клиентов, сотрудников, журналистов и чиновников имеют возможность выслушать вас, посмотреть на вас, не сходя с рабочего места и не отвлекаясь от чашки кофе. Конечно, такую возможность жаль упускать. Так что это не модная тенденция, а, скорее, уже необходимость.



   20 октября 2008   

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться