Follow IABC on Twitter

Ресурсы

Все размещенные в разделе материалы публикуются в строгом соответствии с оригиналом или исходным материалом.

На смену гербам приходят бренды

Возможно, скоро у Москвы появится свой бренд — его проект выставлен на обсуждение в Интернете. Группа дизайнеров разработала довольно забавный графический символ, состоящий из имени города, написанного латинскими буквами, и смайликов — интернетовских символов, обозначающих улыбку и удивление. По мнению разработчиков, именно такие эмоции должны испытывать жители и гости столицы.

            Надо сказать, инициатива своевременная, даже, возможно, несколько запоздавшая. Увлечение брендированием городов приобретает лавинообразный характер. Началось с Нью-Йорка, где в 1977 году появился логотип "I love you, NYC" (слово "love" заменяет сердечко), оказавшийся очень удачным. Теперь жители американского мегаполиса не представляют свой родной город без этой яркой надписи. Вслед за ними своими брендами-логотипами обзавелись Амстердам, Гонконг, Абу-Даби, Сидней и множество других городов, как великих и всемирно известных, так и маленьких и незаметных. Казалось бы, это всего лишь игра (правда, надо сказать, весьма дорогостоящая — дизайнеры-разработчики берут за свои труды огромные гонорары). Однако под игру эту подведена весьма солидная теоретическая база, включающая в себя понятие имиджа территории, на основании которого формируется ее бренд. Зачем? Да все затем же — ради экономического прежде всего развития. Тут арифметика простая: Мадрид, например, обрел свой визуальный образ в 2005 году, а в 2006-м его посетило на 620 тысяч туристов больше. И это работает практически всегда.

            Аналогичные функции раньше несли гербы, но старинная геральдика становится антиквариатом, и в любом случае ее смысловое наполнение плохо согласуется с современными реалиями. Геральдика по преимуществу сакральна, она удостоверяет связь местности или человека с некими высшими силами, им покровительствующими. Современный бренд-логотип несет не столь возвышенный смысл, он просто фиксирует "неповторимые оригинальные потребительские характеристики территории и сообщества, получившие общественное признание и известность использующихся стабильным спросом потребителей". То есть имеет рекламное значение.

            Однако не только. Само слово "бренд" происходит от древнескандинавского brandr — "жечь, огонь". Так называлось тавро, которым владельцы скота помечали своих животных. И функция эта осталась до наших дней. Разработать и запустить бренд города — значит поставить на нем клеймо, удостоверяющее принадлежность этого места его жителям. А это будет приобретать все большее значение с неизбежным развитием глобализации. Тогда, пожалуй, придется создавать бренды не только городов, но и стран, а с теми, кто их не имеет, будут поступать, как сегодня с незапатентованной интеллектуальной собственностью, — попросту отчуждать.

            До этого, конечно, еще очень далеко. Пока же города соревнуются, кто приобретет себе бренд, наиболее ярко, лаконично и емко отражающий позитивный имидж региона. В последнее время к этому соревнованию подключились и российские города. Правда, у нас — очевидно, из-за недостатка опыта — порой случаются серьезные конфузы. Об одной из таких историй "НВ" рассказывало: разработчики бренда Великого Новгорода довольно изящно вписали первые буквы названия города в луковку русской церкви, но лишь когда логотип был презентован, заметили, что изогнутые линии луковки и буквы составляют довольно четко читающееся слово "оВНо"... Зубоскалы-журналисты, естественно, принялись строить предположения, где скрывается "недостающая" буква.

            Собственными брендами в России обзавелись (или разрабатывают) Смоленск, Ненецкий автономный округ, Калужская область, Сочи, Казань. С особенным рвением занялась этим Пермь, что объясняется деятельностью группы московских художников во главе с небезызвестным Маратом Гельманом. С благословения местных властей они намерены превратить старый русский город в центр современного искусства. Искусство, продвигаемое господином Гельманом, хорошо известно по серии скандальных выставок, так что отнюдь не все пермяки в восторге от десанта москвичей. Но брендирование Перми уже состоялось. Для этого была привлечена дизайн-студия Артемия Лебедева, широким массам более известного как блогер tema. Его усилиями город не только обрел в качестве логотипа монументальную красную букву "П", но и обзавелся десятками ярко раскрашенных автобусных остановок, обошедшихся Перми в несусветную сумму. Увы, большая часть этого великолепия уже расписана местными вандалами, причем некоторые надписи нелицеприятно характеризуют московских художников.

            Тем не менее там все серьезно: Гельман, Лебедев и покровительствующие им местные власти заявляют, что Пермь становится новой культурной столицей России. А вот это уже прямой вызов Петербургу. И чем может им ответить истинная культурная столица? Да пока что ничем особенным. Правда, разговоры о бренде Северной Пальмиры ведутся, но довольно вяло. Из городского бюджета выделяются немалые деньги для создания благоприятного имиджа города, но эффекта от этой работы мало. За границей Санкт-Петербург позиционируется как "город-музей", однако, по мнению специалистов, такой бренд не выгоден. Необходимо искать новые имиджевые факторы и на основании их разрабатывать узнаваемый и яркий логотип города. Надеюсь только, эту работу не поручат опять студии Лебедева, в Петербурге и своих дизайнеров много. В любом случае бренд города в первую очередь должен быть благоприятно воспринят его жителями, а уж потом гостями. Пока же, по выражению директора туристического информационного центра при администрации Петербурга Сергея Худякова: "Мы живем в городе уникальном — и это правда, и продать его не можем — это тоже правда".


Невское время



   18 мая 2011 в 18:10   

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться