Follow IABC on Twitter

Ресурсы

Все размещенные в разделе материалы публикуются в строгом соответствии с оригиналом или исходным материалом.

Защита репутации: Право и PR

Репутация – это информационное по сути явление, которое отчасти пытаются описать и защитить с помощью права. Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите.

Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите. Предлагаем Вам рассмотреть возможности такой комплексной обороны этого нематериального актива компании с учетом следующих целей:

• Описание взаимосвязи юридических и PR-аспектов в деятельности по защите репутации;
• Ориентация в предусмотренных законодательством возможностях защиты репутации;
• Представление основных схем эффективного PR-сопровождения судебных процессов, связанных с защитой репутации;
• Разбор типичных ошибок и удачных решений при юридической защите репутации.

Юридический аспект защиты репутации проявляется в обращении в суд и другие правоохранительные органа. В рамках этой деятельности можно выделить два аспекта:

• юридический, который связан с привлечение нарушителя к какой-либо ответственности положительным решением суда;
• информационный (PR), проявляющийся в работе с оценкой действий по защите репутации общественностью.

Информационный (PR) аспект в некоторых случаях важнее юридического, т.к. можно выиграть битву, но проиграть войну, т.е. решение суда будет в Вашу пользу, а репутация все равно пострадает. В целом защита репутации – это область, в который использование только юридических методов часто бывает не эффективно, т.к. сама репутация и воздействия на нее носят информационный характер, а значит, подвержены искажениям, интерпретациям и т.д.


Варианты взаимодействия права и PR:

• PR-освещение юридических процессов (одностороннее информирование или коммуникация с обратной связью). PR-деятельность не влияет на юридическую деятельность;
• PR-освещение юридических процессов для достижения благоприятных для развития юридической деятельности условий. Право влияет на PR-деятельность, формируя ее цели;
• PR-стратегия, в рамках которой используются правовые способы воздействия. Юридическая деятельность подчинена PR-стратегии (т.е. возможна инициация обращений в суд заведомо проигрышных с юридической точки зрения, но успешных с точки зрения PR).

К сожалению, на практике чаще всего встречается первый вариант, который не является оптимальным. Хотя есть сферы, где право и PR уже давно и тесно комплексно используется, в том числе и при защите репутации – это политическая борьба и рейдерская деятельность.

Соответственно в настоящее время актуально осмысление накопленного опыта совместного использования права и PR, создание гуманитарно-правовых технологий (PRава) и адаптация их для применения в различных сферах общественной жизни. Также стоит вспомнить слова Курцио Малапарте: "Искусство защиты современного государства основано на тех же принципах, что и искусство его захвата". Эта идея важна для тех случаев, когда угроза репутации, сформулированная в рамках закона и подкрепленная PR-ресурсами, может использоваться для защиты своих интересов, например взыскания задолженности и т.д.

Что мы защищаем с точки зрения законодательства? Собственно, деловая репутация, как закреплено в Гражданском кодексе РФ, есть и у физических лиц, и у юридических лиц. Кроме того, физические лица также имеют право на честь и достоинство. Эти понятия определяются следующим образом.

Деловая репутация – это сложившееся в обществе, социуме мнение о деловых качествах (достоинствах и недостатках) конкретного физического или юридического лица в сфере делового оборота.

Наиболее типичная ситуация для успешного обращения в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации – распространении в СМИ утверждения о фактах, не соответствующих действительности и позорящих гражданина или организацию, т.е. описывающих их поведение в виде, которые общественностью считается негативным.


Основные проблемы юридической защиты репутации:

• Оценочный характер используемых понятий "позорящие сведения" (сложно определить какие именно сведениями являются позорящими в конкретном контексте);
• Сложность различения утверждения о фактах и мнения (высказывание мнения – клеветой, как правило, не является);
• Проблемы фиксации распространения (особенно в сети Интернет) и поиска стоящих за анонимным распространением информации лиц.

Схема PR-сопровождения защиты или разрушения репутации:

1.1. Запуск и юридическое обеспечение правоприменительного процесса (обращение в милицию, суд и т.д.).

1.2. Информационное сопровождение юридического процесса (выполняет функции привлечения внимания и угрозы при незаконных действиях).

2.1. Массовое информационное освещение (пресс-релизы, статьи, комментарии в СМИ).

2.2. Точечное информационное освещение (письма конкретным лицам: руководителям правоохранительным органов, контрагентам и партнерам оппонента и т.д.).

3. Научно-консультационное сопровождение правоприменительной деятельности: заключения ученых, комментарии специалистов, обучение сотрудников и т.д.

4. Общественная поддержка с помощью:

4.1. Информирования соответствующих общественных организаций о совершенных действиях с предложением присоединиться к информационной кампании при совпадении интересов.

4.2. Создания реальных и виртуальных организаций, объединений для поддержки проекта защиты репутации (вариант создание подразделений, отделов в постоянных объединениях);

5. Сбор и обработка обратной связи: реакции оппонентов, общественности, правоохранительных органов. Информирование об этой реакции общественности, а также изменение юридической деятельности, если оно оказывается необходимым.


Типичные ошибки:

• жалобы в различные органы без информационного сопровождения и юридической основы;
• попытка сохранить в тайне ход судебного процесса, если существует вероятность, что оппонент будет его широко освещать;
• освещение судебного процесса без консультации с юристами о правильности формулировок.


Основные факторы успешной защиты репутации:

• совместная работа PR-специалиста и юриста;
• максимальная оперативность в освещении юридической деятельности по защите репутации;
• готовность предложить свою интерпретацию любым заявлениям оппонентов и решениям судебных органов.

Таким образом, часто только совместное использование права и PR дает возможность эффективно защитить репутацию. Соответственно становится актуальной задачей организация взаимодействия между юристами и специалистами в области связей с общественностью.  


Об авторе: Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра гуманитарно-правовых технологий


www.raso.ru
право, репутация
   28 марта 2008    Дмитрий Жданухин www.raso.ru

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться