Follow IABC on Twitter

Ресурсы

Все размещенные в разделе материалы публикуются в строгом соответствии с оригиналом или исходным материалом.

Битва за аудиторию и рекламодателя перешла в фазу противостояния гигантов.

    Медиа — один из основных ресурсов, на которые опирается в своей повседневной деятельности специалист по связям с общественностью. Если рассматривать тенденции развития СМИ через призму профессиональных взаимодействий с коммуникационным сообществом, то серьезных пертурбаций здесь не происходило. По-прежнему умение дружить и коммуницировать между пиаровцами и журналистами на всех уровнях играет ключевую роль в качестве освещения деятельности клиентов PR-агентств.

   Что же касается самих медиа, то определенные серьезные тенденции налицо.

   Главные веяния — это укрупнение и качественная реструктуризация активов медиа-групп с созданием «зонтиков» во всех медиасег-ментах. То, о чем мечтал Раф Шакиров в конце 90-х годов, пытаясь на основе какого-либо медиахауса создать диверсифицированный холдинг с присутствием во всех нишевых сегментах (телеканал — радиостанция — газета — журнал — интернет-издание), ныне успешно реализуется сразу несколькими мощными игроками рынка, имеющими практически неограниченный финансовый ресурс для дальнейшего развития. Таким образом, битва за аудиторию и рекламодателя перешла в фазу противостояния гигантов, а мелким игрокам, которые не имеют возможности играть на скидках и пакетных предложениях при размещении рекламы, приходится все туже подпоясывать ремни либо «идти в пасть тигру» — продаваться издательским домам-тяжеловесам.

   Подобная участь, в частности, постигла ИД «Секрет фирмы», который был куплен стремительно ворвавшимся на рынок медиа новым хозяином ИД «Коммерсант» гендиректором компании «Газпроминвестхолдинг» Алишером Усмановым, заявившим, что на базе ИД «Коммерсант» он будет создавать диверсифицированный медиахолдинг. В эту логику ложится состоявшееся уже осенью приобретение Усмановым 50% телеканала «7ТВ».

   Учитывая, что владельцами крупнейших издательских домов ныне в основном являются крупные бизнес-структуры — «Газпром», ОАО «РЖД», «Интеррос» и т.д., — они внедряют на медиарынке правила игры крупного бизнеса. Агрессивные поглощения, желание расти, укрупняться, выстраивать вертикально интегрированные структуры — аксиома бизнеса. И вот уже стратеги мегахолдингов, которые разрабатывали схемы сделок по слиянию металлургических бизнесов или покупки нефтяных месторождений, разрабатывают структуру сделки на рынке медиа... Все круто, по-взрослому, и берегись, газетная шантрапа. $2 млрд, потраченные на сделки на медиарынке в 2006 году, — уже не шутки.

   Чемпионом по вложенным в покупки средствам следует признать холдинг «Проф-Медиа», который, судя по материалам опять-таки СМИ, на приобретение различного рода развлекательных медиа потратил около 1 млрд дол. Это ИД «Афиша», телеканалы «2x2», Rambler TV и ТВЗ, а также контрольный пакет акций компании Rambler Media Group.

   Среди наиболее активно развивающихся холдингов — ИД Родионова. Помимо уже имеющихся в его распоряжении всем известных изданий, он приобрел телегид «ТВ7», журналы She и XXL При этом ненасытный ИД постоянно ведет переговоры о приобретении все новых и новых медиаресурсов.

   Стоило бы подчеркнуть, что издательские дома в ушедшем году стали более избирательными в выборе философии развития, стараясь сосредоточиться или на развлекательных, или на спортивных медиа, или на таблоидах, изданиях для детей, мужчин или женщин. Подавляющее большинство демонстрирует удаленность от политики, и лишь «Газпром-Медиа», «Проф-Медиа», да, пожалуй, ИД «Коммерсант» (ведь нельзя считать стоящей вне политики покупку у Бориса Березовского нескольких изданий за несколько сотен миллионов долларов!) пока еще бряцают оружием общественно-политических СМИ, настраивая инструменты к предстоящим президентским выборам. А приближение выборов может стать фактором, который приведет к ряду заметных сделок в наступившем году. Хотя, если честно, особых сенсаций тут ждать нечего: ничего серьезного из нынешнего медиапространства государственной власти уже не угрожает. Среди тенденций было бы правильным упомянуть еще и рост интереса инвесторов к онлайновым СМИ, что лишний раз подчеркивает, что тот, кто способен уловить ветерок новых мировых тенденций, никогда не прогадает. Капитализация компаний, владеющих различными интернет-ресурсами, раскручена за 6—8 лет в сотни раз.

   Таким образом, очень верным выводом стала бы констатация того факта, что по объемам и величине сделок медиарынок стал весьма значительным. Очень даже вероятно, что подобная тенденция в ближайшие годы только укрепится, и борьба за лидерство во всех сегментах электронных и печатных СМИ увеличится. Рекламный рынок с каждым годом растет, притягивая к себе уже не журналистов-романтиков, но вполне зрелых бизнесменов с четкими бизнес-планами и калькуляторами. Бизнес есть бизнес — особо сентиментальных просим удалиться.

   Из сохраняющихся проблем рынка стоило бы, наверное, все же отметить недостаток профессионалов. К примеру, совсем неспроста один совсем еще молодой человек — Леонид Бершидский — успел запустить в качестве издателя или главного редактора проекты газеты «Ведомости», русскоязычные версии журналов Newsweek и Forbes, перезапустил «Огонек» и SmartMoney. Ввиду того же острого кадрового дефицита Андрей Васильев из Издательского дома «Коммерсант» поочередно поднимает то российский, то украинский, то вновь российский «Коммерсант». Прежний, «доперестроечный» слой профессионалов размыт широким потоком свежерожденных новых СМИ, новая каста профессионалов-медийщиков еще только формируется, особенно если это касается менеджерского слоя — не творческого, а управленческого звена.


Massmedia XXI век, №05-06, 2007.
медиа-среда
   23 марта 2008    Андрей Лапшов Massmedia XXI век, №05-06, 2007.

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться