Новости

Члены IABC/Russia обсудили ценностные ориентиры российской молодежи, ее приоритеты и карьерные предпочтения

05 июня состоялось седьмое и последнее в этом сезоне заседание Социологического клуба IABC/Russia. На этот раз предметом клубной дискуссии стали ценностные ориентации современной молодежи, ее ментальность и приоритеты. Гостями клуба стали Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, которая представила основной доклад «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры», а также Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», которая выступила содокладчиком с темой «Молодежь в современном офисе. Конкурент, инвестиция в будущее или проклятье работодателя?».

В своем выступлении Ольга Крыштановская, поделилась результатами всероссийского проекта, в ходе которого исследовались 4 группы российской молодежи: студенты гуманитарных вузов, студенты технических вузов, специалисты с высшим образованием и рабочие без высшего образования. По данным исследования, специальность, получаемая в вузе, все чаще не дает молодым людям профессии, которая могла бы создать основу для их благополучия на долгие годы. Ольга Крыштановская заострила внимание на распространении так называемых «новых безработных» (репетиторов, фрилансеров и т. п.), не имеющих стабильного дохода, уверенности в завтрашнем дне.

Рассказывая о политических предпочтениях нового поколения, эксперт отметила высокую популярность в молодежной среде либерально-демократической идеологии в сочетании с депрессивно-агрессивными настроениями.

«Негативизм стал повальной модой в молодежной среде. Негативное отношение к власти особенно присуще группе студентов технических вузов и специалистов с высшим образованием. В политическом сознании молодежи присутствуют представления о тотальной "нечестности" и "некомпетентности" власти, ее "коррумпированности", о работе "исключительно в интересах личного обогащения". Однако в то же время молодежь считает, что у России было славное прошлое, и верит в ее светлое будущее. А вот настоящее ужасно.
Молодые респонденты практически не проявляют желания требовать от власти проведения грамотной политики, не верят в возможность повлиять на что-то. Ни один из респондентов не признался, что хочет пойти во власть и попробовать что-то изменить... В то же время стоит отметить тревожный рост индекса готовности к насилию, особенно среди студентов-технарей и специалистов. В классической психологии склонными к насилию считаются те люди, у которых мотив достижения успеха выражен сильно, а условий для реализации своих амбиций нет».


В своем выступлении Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», поделилась результатами полномасштабного исследования, которое проводилось Фондом в 2010 году. Она отметила, что формирование современной молодежи пришлось на период правления Путина, характеризующийся относительной стабильностью, ростом потребительского спроса, а также стремительным распространением новых медиа. Данные исследования демонстрируют, что новое поколение сегодня («Поколение Y») — это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед. Основные претензии работодателей к молодежи сводятся в первую очередь к тому, что они инфантильны, не умеют работать в команде, что вызвано отчасти традиционной убежденностью старшего поколения в том, что более молодое поколение неполноценно (хотя зачастую это убеждение есть лишь способ удержания собственной самооценки на высоком уровне). В то же время претензии работодателей, основанные на неумении молодежи грамотно писать и выражать свои мысли, вызваны, по мнению участников заседания, тем, что формирование навыков письма и устной речи нового поколения происходит в интернете, где большее значение имеет краткость изложения, эмоциональность и визуализация.

По мнению Игоря Задорина, председателя клуба, руководителя исследовательской группы ЦИРКОН, молодежь сегодняшнего дня — это молодежь «задержавшейся» и «догоняющей» социализации.

«Те механизмы социализации, которые ранее уже к 18 годам позволяли молодому человеку узнать про нормы и правила "общественной жизни", а также хотя бы немного освоить какие-то практики этой жизни, сегодня разрушены. Поэтому многие молодые люди, приходя на предприятия и в офисы в 20–22 года, практически впервые сталкиваются с необходимостью осваивать культуру коллективной работы и нормы рабочего "общежития" (в т. ч. ответственность за порученное дело), что часто создает конфликтные ситуации с руководством и вообще старшим поколением. Вместе с тем весьма вероятно, что те нормы и практики, которые сейчас приносят в трудовую сферу молодые люди, не есть временные девиации, а, напротив, являются новой формой адаптации современного человека к резко изменившимся условиям жизни. В настоящее время все социальные процессы ускоряются, социальные и технологические изменения становятся постоянным фоном жизни, а образование, полученное однажды, не обеспечивает устойчивых жизненных карьер. Сама жизнь заставляет на протяжении трудового цикла 2–3 раза менять образование, специальность и трудовые навыки. В этих условиях часть молодежи отказывается от привычных для старшего поколения долгосрочных жизненных планов, начинает "жить сегодняшним днем", а долгосрочный профессиональный выбор заменяет постоянным фрилансом и временными работами. При всей непривычности такой профессиональной "карьеры", возможно, это оправданная и конкурентоспособная стратегия, обеспечивающая лучшее выживание в постоянно изменяющейся среде. А "динозавры" с длинными жизненными стратегиями (вроде нас) вымрут».

Как отметила Лариса Паутова, с момента последнего масштабного исследования, проводившегося в 2010 году, очень многое изменилось.

«К сожалению, Фонд сейчас отслеживает молодежные настроения только в рамках общероссийских еженедельных опросов. Мне было интересно услышать результаты исследования Ольги Крыштановской. Очень многие наши прогнозы 2010 года сбылись. Например, высокий уровень молодежной лояльности к Путину на фоне тревожного негативного отношения к властям. Наша сегодняшняя встреча показала, что приходит новое поколение, более критичное, менее лояльное, но и более растерянное».

Игорь Задорин также отметил, что молодежь сегодняшнего дня существенно отличается от молодежи 2005–2006 гг. (время проведения исследований группы ЦИРКОН).

«Подтверждается известный 6-летний цикл смены поколений. Если в середине нулевых в среде молодежи был явно заметен тренд на политическую лояльность, государственно-патриотические ценности и ориентация на карьерное продвижение на государственной службе и в госкорпорациях, то сейчас такие ориентации явно ослабли, и, напротив, возрастают ориентации на "протест", "отъезд" и другие деструктивные формы самореализации. Нельзя сказать, что такие "депрессивно-агрессивные" стратегии доминируют в молодежной среде, но их распространенность явно выросла».


Подводя итоги заседания, Игорь Задорин отметил, что сейчас невозможно говорить о российской молодежи вообще.

«Она очень разная, есть вполне сопоставимые группы с диаметрально противоположными ценностями, жизненными стратегиями, отношением к основным политическим субъектам. Сегодня трудно говорить как о каком-то одном доминирующем тренде в молодежной среде, так и о единичных маргинальных группах. Маргинальность — почти норма, хотя и разнообразна в проявлениях, а норма в традиционном смысле практически отсутствует».


Следите за деятельностью ассоциации на страничке IABC/Russia в Facebook http://www.facebook.com/#!/IABC.Russia и на сайте www.communicators.ru, а также в группе Социологического клуба в Facebook http://www.facebook.com/#!/groups/475605615797267/.



   06 июня 2013 в 22:02   

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться